Рекомендации психолога родителям пятиклассника
Вопросы адаптации пятиклассника
Рекомендации
Пятиклассники.
Переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.
Большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие».
Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.
В начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.
В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными.иногда нарушается сон, аппетит… Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников и исчезают они, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.
При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.
Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе?
Прежде всего, это рассогласованность требований разных педагогов, необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов.
Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.
Рекомендации психолога родителям пятиклассника
- Будьте терпеливы. Давайте ребенку время на осознание нового.
- Внушайте положительное. Не пугайте будущими бедами. Лучше говорить о хорошем, что ждет его, если вести себя правильно.
- Почаще позволяйте ребенку делать то, что хочется ему, а не Вам. Принуждая, Вы вырабатываете у него негативизм — отрицательное отношение ко всему, что вы можете сказать или сделать.
- Давайте ребенку отдых от Ваших внушений. По статистике, к ребенку 37 раз в сутки обращаются в повелительном тоне, 42 — в увещевательном, 50 раз — в обвинительном. Ребенку нужен отдых от каких бы то ни было воздействий и обращений. Он нуждается в доле свободы, чтобы вырасти самостоятельным.
- Уважайте право ребенка на тайну. Если ребенок вас боится — он будет лгать.
- Чаще хвалите и поощряйте ребенка. Ребенок должен чувствовать Вашу поддержку и одобрение, когда добивается успехов.
- Внушайте ребенку, что он смелый, трудолюбивый, умный, находчивый, ловкий, аккуратный, думающий, любимый, нужный, незаменимый…
- Давайте больше самостоятельности в домашних делах, поручите обязательную работу по дому, спрашивайте за ее выполнение как со взрослого.
- Формируйте положительную самооценку: «Я — умный», «Я — смелый», «Я все могу».
- Верьте в своего ребенка. Ваша вера способна превратить возможность в действительность. Ты замечательный! Ты умный и сообразительный! Ты это сможешь!
- Любите своего ребенка безвозмездно! Будьте его другом!
ВНИМАНИЕ! Очень важно похвалить и обнять ребенка с самого утра. Это аванс на весь долгий и трудный день!
И ЕЩЕ:
- Регулярно беседуйте с классным руководителем и учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
- Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
- Обратите внимание на занятия спортом или прогулки, правильное питание, витаминизацию.
- Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий.
- Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме.
- Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук.
- Обязательно вводите в рацион ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание.
- Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной активности, создайте в доме спортивный уголок, приобретите спортивный инвентарь: скакалки, гантели
и т. д. Воспитывайте ответственность ребенка за свое здоровье.
Советы родителям
Рекомендации родителям пятиклассников:

Понаблюдайте за своим ребенком. Как пятиклассник, он должен:
u уметь общаться с одноклассниками, поддерживать отношения, иметь свое мнение;
u правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в делах и в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым;
u стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, заниматься самостоятельно;
u уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
u иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
u уметь общаться с другими взрослыми (продавцом, врачом и т.д.);
u предвидеть последствия своих действий, делать правильный и безопасный выбор.
Физиологические проблемы пятиклассников и режим дня
ВАЖНО ЗНАТЬ:
об увеличении физической и умственной нагрузки как следствии изменения режима дня школьника по сравнению с начальной школой;
о быстром физиологическом взрослении многих детей, гормональном изменении в организме;
об изменении в питании ребенка, связном с его большей самостоятельностью.
РЕКОМЕНДАЦИИ:

Необходимость смены системы учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
Предупреждение близорукости, искривление позвоночника: наблюдение за правильной позой во время выполнения уроков, соблюдение светового режима.
Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей.
Закаливание ребенка, создание в доме спортивного уголка для обеспечения двигательной активности, занятия спортом, поддержка со стороны семьи.
Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.
Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Как обеспечить гармонию между домашней и школьной жизнью Вашего ребенка
v Попытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение адаптационного периода. Спокойствие домашней жизни Вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
v Воодушевляйте ребенка на рассказ о школьных делах.
v Регулярно беседуйте с учителями о его успеваемости, поведении и взаимоотношении с другими детьми.
v По возможности посещайте мероприятия, организуемые в классе. Ребенок будет рад видеть Вашу заинтересованность.
v Помогайте ребенку делать домашние задания, но не выполняйте их сами.
v Поощряйте возникающие интересы и увлечения ребенка, появившиеся в связи с преподаванием новых предметов.
v Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений
v Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок
v Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе
Правила поведения для родителей на начальной стадии конфликта
Дайте свободу. Привыкните к мысли, что ваш ребенок уже вырос, поэтому постоянно удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это не что иное, как стремление выйти из под вашей опеки.
Никаких нотаций. Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственную точку зрения.
Идите на компромисс. Еще ничего никому не удавалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Если и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, поэтому чтобы скандал прекратился, кто0то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.
Будьте тверды и последовательны. Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет не зыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.
Принципы поддержания самооценки подростка
O Безусловно принимать его.
O С участием слушать рассказы о его переживаниях и потребностях.
O Чаще проводить время (читать, заниматься) вместе.
O Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.
O Помогать, когда ребенок об этом просит.
O Хвалить за успехи.
O Делиться своими чувствами (т.е. доверять).
O Конструктивно решать возникающие конфликты.
O Как можно чаще обнимать его, но не «затискивать».
http://gov.cap.ru/home/61/obraz/5/psixolog/p10aa1.html